Академия Бизнес Тренинги

7 ЛОЖНЫХ УСТАНОВОК МЫШЛЕНИЯ

Руководство по замене иррациональных установок
Что заставляет нас страдать или радоваться?
Случай, судьба, люди, поступки?
Может, наши мысли?
Сомневаетесь?
Давайте порассуждаем...
Любое событие, изменение в нашем организме или окружающем мире, вызывает у нас ответную реакцию, выраженную в эмоциях и действиях.
Но между причиной и следствием есть такой важный этап, как формирование мыслеобразов, которые возникают из наших убеждений и оценки ситуации.
Увидел- подумал-почувствовал-сделал.
Получается: что подумал, то и почувствовал. Как почувствовал, так и поступил.
Наши мысли определяют наше настроение и поведение.
Первоначально какое-то событие не имеет эмоциональной окраски. Мы сами ему эту окраску и придаём.
Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем.

Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет.

И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе.

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит:

А х В = С,

где А – это активирующее событие,

В – это наши взгляды и верования об устройстве мира,

С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция).
Иррациональные установки. А х В = С.
Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.

Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные.

Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь».

Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся».

И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой.

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению.
7 наиболее часто встречающихся иррациональных установок:
Большинство наших проблем возникает из-за иррациональных установок, которые омрачают людям жизнь и приводят к неврозам. Человеку, который не в ладах с собой и окружающими, часто присуще иррациональное мышление. Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры.

Вот некоторый перечень наиболее 7 часто встречающихся иррациональных установок
1. Установка долженствования
Установка проявляет себя в трех сферах.

Первая сфера – установка долженствования в отношении себя – то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить.

Вторая сфера установки долженствования – долженствование в отношении других – то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.

Третья сфера установки долженствования – требования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам природа, погода, правительство и т. п.
Заключая внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни в формулу «хотелось бы», человек гарантированно избавляет себя от разрушительных и бесплодных переживаний. И изменение отношения с «должно» на «хотелось бы» – один из основополагающих антистресс-факторов. То есть человек выбирает пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т. п.), обязательно, «во что бы то ни стало», «кровь из носу».
    2. Установка катастрофизации
    Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Например: «Ужасно остаться одному на старости лет».

    Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.
      3. Установка предсказания негативного будущего
      Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

      Вот так, становясь пророками, а вернее – псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем.
      Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность.

      Слова-маркеры: что, если, а вдруг, а ведь может быть… и т. п.
      4. Установка максимализма
      Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

      Показательным является известное выражение: «Полюбить – так королеву, а украсть – так миллион!».
      Мышление характеризуется позицией «все или ничего!».

      Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично, на пятерку, на 100 % («на все сто»).
      5. Установка персонализации
      Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений:
      «Они наверняка шепчутся обо мне» или «Все на меня смотрят».

      Слова-маркеры: местоимения «я, меня, мною, мне» и т. п.
      6. Установка сверхобобщения
      Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например: «Если не получилось сразу, не получится никогда». Формируется принцип – если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

      Слова-маркеры: все, никто, все, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.
      7. Установка чтения мыслей
      Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: «Я не доставлю ему удовольствия уволить меня – уволюсь по собственному желанию». И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его «суровый» взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый худший работник решил уволиться.

      Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).
      Замена иррациональных установок на рациональные.
      Как заменить иррациональную установку?
      В теории это кажется довольно простым и понятным. На практике сопротивляться убеждениям, которые впитал в себя с детства или юности — под влиянием родителей, школьного окружения и собственного опыта, чрезвычайно сложно. Эффективнее всего эта работа проходит в сотрудничестве с психологом.

      Но попытаться поставить под сомнение свои мысли и убеждения — переформулировать, изменить — в каких-то случаях можно и самостоятельно. Лучше всего делать это письменно, оспаривая каждое верование пошагово.

      1. Сначала выявите эмоцию, которую вы сейчас ощущаете (гнев, ревность или, скажем, подавленность).

      2. Определите — «здоровая» она или нет. Если нездоровая, то ищите иррациональные убеждения.

      3. Затем определите событие, которое ее спровоцировало: не получил сообщение от важного человека, не поздравили с днем рождения, не позвали на какую-то вечеринку, на свидание. Нужно понимать, что событие — это просто триггер. На самом деле нас расстраивает не конкретное событие, а то, что мы по этому поводу думаем, как его трактуем.

      Соответственно, наша задача — изменить отношение к происходящему. А для этого — понять, какое иррациональное верование скрывается за нездоровой эмоцией. Это может быть только одно верование (например, «требование»), а может быть и несколько.

      4. Вступите с собой в сократический диалог. Суть его в том, чтобы задаваться вопросами и стараться честно отвечать на них. Это навык, который есть у нас всех, его нужно только развить.

      Первый тип вопросов — эмпирический. Задавайте себе последовательно следующие вопросы: Почему я решил, что это так? Какие доказательства этому есть? Где написано, что меня должны были позвать на этот день рождения? Какие факты это доказывают? И вскоре выясняется, что такого правила нет, — человек, который не позвал, просто забыл, или постеснялся, или подумал, что эта компания не слишком вам интересна — может быть много разных причин. Рациональный вывод может быть таким: «Мне не нравится, что меня не позвали, но так бывает. Они не должны были этого делать».

      Второй тип аргументации — прагматический, функциональный. А какую пользу приносит мне это убеждение? Как мне помогает убеждение, что меня должны позвать на день рождения? И обычно выясняется, что это никак не помогает. Скорее, наоборот, расстраивает. Рациональный вывод может быть таким: «Я хочу, чтобы меня звали на день рождения, но понимаю, что могут и не звать, никто не обязан».

      Такая формулировка («я хочу») мотивирует делать какие-то шаги, искать ресурсы и возможности, чтобы добиться цели. Важно помнить, что, отказываясь от абсолютистских долженствований, мы не отказываемся от идеи, что нам что-то не нравится. Напротив, мы свое недовольство ситуацией еще лучше понимаем. Но при этом отдаем себе отчет: она такая, какая есть, и мы очень хотим ее изменить.

      Рациональное «очень хочу, но не должен» эффективнее иррационального «должен» в решении проблем и достижении целей. В диалоге с собой хорошо использовать метафоры, образы, примеры из фильмов и книг, которые отражают ваше убеждение и как-то его опровергают. Например, найти фильм, где героя не любили, предали, осуждали, и посмотреть, как он справился с этой ситуацией. Эта работа у каждого человека проходит по-разному.

      Ее сложность зависит от силы убеждений и их давности, от восприимчивости, склада ума и даже уровня образования. Не всегда получается сразу найти именно то убеждение, которое нужно оспорить. Или подобрать достаточно веские аргументы «против». Но если уделить самоанализу несколько дней, хотя бы минут по 30 ежедневно, то иррациональное верование удастся выявить и ослабить. А результат вы почувствуете сразу — это ощущение легкости, внутренней свободы и гармонии.

      Проверьте себя по словам-маркерам, есть ли у вас ложные (иррациональные установки). Если обнаружили, воспользуйтесь алгоритмом и замените на рациональные.

      Успехов вам и процветания вашему бизнесу!
      Если вы желаете получить не просто информацию а целостную систему по РАЦИОНАЛЬНОМУ МЫШЛЕНИЮ, свяжитесь со мной удобным для вас способом (контакты указаны на сайте).

      Буду рада быть для вас полезной!
      ПИМЕНОВА ИРИНА
      ВАШ БИЗНЕС КОНСУЛЬТАНТ
      +7 927 207-13-75
      academyABT@yandex.ru

      Для получения полезной бесплатной информации ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на аккаунты!
      Write Close
      Close
      Остались вопросы? Свяжитесь с нами
      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
      Made on
      Tilda